Персональный сайт Минина Алексея.


 

 




 Поход на озеро Иткуль и гору Карабайка.
(г.Сысерть - кордон Плита - Хрустальный пруд - Храпы - Орлы - ст. Полдневая  - г. Карабайка
- оз. Иткуль)
В настоящее время свободный проезд по данному маршруту ограничен на территории природного парка "Бажовские места".

     Озеро Иткуль одно из красивейших озёр Среднего Урала подробно описано в трудах Л.П.Сабанеева  и упоминается П.П.Бажовым  в сказах "Демидовский кафтан","Золотой волос", "Надпись на камне". За основу путешествия я взял содержание сказов Бажова и решил повторить маршрут пройденный в своё время писателем на квадроцикле, согласно описания в сказе, но конечной точкой маршрута выбрал подъём на гору Карабайка расположенную на западном берегу озера Иткуль. Гора Карабайка привлекла внимание тем, что возможно с её вершины откроется обзор на озеро и будет возможность посмотреть на водоём с высоты 544 метра. А также место это интересно тем, что в районе небольшого села Сельки юго-западнее горы проходит граница между Европой и Азией.
      
Августовским утром, свернув с асфальтовой дороги, идущей из г. Сысерть в п. Верхняя Сысерть возле Второй (Дальней) речки я начал путешествие по старой Иткульской дороге. В сказе Бажов своё путешествие начал от станции Полдневая, поэтому моя задача была кратчайшим путём проехать старыми дорогами на станцию. Не успев привыкнуть к сырой дороге и окружающему лесному пейзажу, моё созерцание красот отвлекло первое незначительное препятствие - брод на реке Глубокая. Судя по следам на дороге, брод пользуется в настоящее время хоть и не значительной, но популярностью. Отчётливо была видна постоянная конная тропа и следы редких квадроциклов. Форсирование брода, не смотря на высокий уровень воды после двухнедельных непрерывных дождей, труда не составило. Дно брода, занесённое плотным речным песком, говорило о том, что большегрузная техника по нему давно не ходила, по видимому в Бажовские времена он выглядел примерно также как сегодня.


Брод на реке Глубокая.

 После брода по правую руку дорога вела мимо старого заводского рудника, который порос вековым лесом. С левой стороны на некотором расстоянии от дороги весь лес покрыт старинными закопушами – по всей видимости, это следы работы золотодобытчиков. Дальнейший путь до перекрёстка с дорогой ведущей из п. Верхняя Сысерть был однообразен видно, что дорога используется очень редко и интенсивно зарастает. После пересечения с просекой канализационного коллектора дорога изменилась, количество проезжавшего тут транспорта визуальному подсчёту не поддаётся, повсеместно виднелись следы различных внедорожников. Обилие ям и объездов  говорило о том, что дорога востребована, и не удивительно это единственный короткий проезд до кордона Плита и рыбаков на Хрустальный пруд. Лесной кордон Плита встретил меня умиротворением и тишиной, лишь хозяйка подметающая крыльцо подтверждала, что люди тут присутствуют. На окраине кордона я остановился на развилке дорог. Левая (Иткульская) дорога вела к озеру Иткуль, но мой путь сейчас был на станцию Полдневая и я повернул направо, предполагая, что возвращаться буду как раз левой короткой дорогой. Примерно через полтора километра пути с хорошо наезженной дороги налево уходит неприметная дорожка, которая через т.н. Геологическую стлань кратчайшим путём выведет на Храповской кордон и далее станцию Полдневая. Полностью разрушенный мост и сгнившая стлань конечно для квадроцикла не помеха, но я после недолгих раздумий все-таки повернул направо, решив не лишать себя удовольствия побывать на Хрустальном пруду. Вдоль дороги по правую сторону местами сохранился забор и развалины строений существовавшей четверть века назад фермы пятнистых оленей. Плотина Хрустального пруда оказалась местами занятой техникой и биваками рыбаков, утренняя зорька ещё не закончилась, и все рыбаки находились на воде.

Справка:  Пруд Хрустальный имеет площадь водного зеркала 0,5 кв.км. Введён в эксплуатацию в 1983 году. В своё время был зоной закрытой для общего пользования. Предназначался для рыбалки и охоты VIP – персон Свердловского обкома и облисполкома, находился под непосредственным патронажем председателя исполкома Морщакова Фёдора Михайловича. В 90-е годы прошлого столетия утратил свой статус, номинально числился в ведении ЖКХ г. Каменск-Уральский. Качественно выполненный в своё время саморегулирующий затвор позволяет до сих пор без обслуживания и ремонтов эксплуатировать водоём. Рыболовов привлекает своей труднодоступностью и хорошей спортивной рыбалкой на спиннинг.

  



Хрустальный пруд. 

     Переехав реку Полдневая Сысерть по дамбе пруда я продолжил маршрут вокруг водоёма и Морошечного болота к заброшенному охотничьему кордону Храповской. Кордон произвёл удручающее впечатление. Заросли крапивы и Иван-чая стеной стояли в человеческий рост. С трудом я отыскал развалины последнего строения и небольшую закопушку в которой можно найти мелкие альмандины. А всего четверть века назад на этом месте кипела лесная жизнь, и всех приветливо встречал старинный самовар последнего хозяина кордона Жиляева Сергея Ивановича. От кордона можно подняться на вершину горы где расположены удивительной красоты скалы, но маршрут предстоял далёкий, и от созерцания скал и окрестностей пришлось отказаться во имя вершины Карабайки.
    
Продолжив движение по распадку между горами вдоль безымянного ручья, я поднялся на гребень водораздела между реками Северная и Полдневая Сысерть. В этом месте на гребне находится развилка дорог, левая дорога выведет к заброшенному кордону Хвощи, а правая к такому же кордону Орлы на берегу Северной Сысерти. Удручающая панорама заброшенного Орловского кордона скрашивается журчанием реки и красочным видом на гору Орлову.Дальнейшая дорога представляла собой живописный участок вдоль Северной Сысерти, слева журчали каменистые перекаты, справа возвышался склон довольно высокой горы, незаметно перевалив которую оказываешься в долине небольшой речушки со странным названием Скипидарка. Достигнув истока этой небольшой речушки, попадаешь на широкую просеку ЛЭП, которая служит границей между Сысертским и Полевским районом. Просека незаметно переходит в обширную старую вырубку, границ которой не видно это гора Скипидарная, где в восьмидесятых годах прошлого столетия велась сплошная вырубка леса. Последующая дорога с небольшими подъёмами и спусками особенно ни чем не примечательна, за исключением того что за очередным подъёмом ты оказываешься уже в европейской части России. Граница между Европой и Азией, тут не отмечена ни какими знаками, и определяется лишь по карте или навигатору. На подъезде к Полдневой станции, справа возвышается гора Межреченская, которая получила своё название по расположению между двумя речками Каменка и Стебенёвка.
   Станция  Полдневая, от которой Павел Бажов с товарищем, когда то начал свой пеший путь выглядела на первый взгляд тихой и безжизненной, но на самом деле жила своей размеренной провинциальной жизнью. Через весь населённый пункт также размеренно и не спеша несла свои воды река Полдневая Чусовая. Изучив карту и местность, я пришёл к выводу, что дальнейший путь, если следовать описанию сказа лежит по единственной асфальтированной дороге на Верхний Уфалей, которая приведёт к озеру и горе Карабайка. Окружающий пейзаж полностью соответствовал описанию Бажова, разве что остаётся добавить, что на подъёме после Плешковской степи и одноимённой речки ты опять оказываешься в Азии и на исходе длинного спуска проезжаешь деревню Каменушка, о которой Бажов умалчивает, видимо по причине её отсутствия в те времена. Свернув на перекрёстке согласно дорожного указателя в сторону Верхнего Уфалея, через четыре километра пути оказываешься на берегу долгожданного озера Иткуль.


«В нашей-то заводской даче свои озерки есть, да что в них! Стоялая вода в низменном месте, берега резуном затянуло, - не подойдешь. А Иткуль-озеро на высоком местечке пришлось. Берега - песок да камень, сухим-сухохоньки,а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стеклышко - все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок-мясника, к нему этак отливает. Оттого будто озеро Иткулем и прозывается. По-башкирскому говядину зовут ит, а куль- по-ихнему озеро, вот и вышло мясно озеро - Иткуль. Другие опять говорят, будто первый, кто людей на, это озеро привел,похвалялся:
- Вон сколь тут живности, в воде-то. Все озеро мясом набито». П.П. Бажов.


Озеро Иткуль.


Озеро Иткуль (Вид на гору Карабайка).

   Продолжая путь в сторону горы Карабайка, дорога поначалу еле заметно, а потом всё круче и круче стала подниматься на Буркальские горы вдоль одноимённой речки. Почти достигнув вершины перевала, я свернул на дорожку, ведущую на одну из немногочисленных баз отдыха и продолжил неспешное движение в поисках ручья, от которого нужно было начинать подъём к вершине горы.Миновав ручей и преодолев подъем, я свернул в сторону вершины, придерживаясь траверсы хребта. Склоны горы с северной стороны представляли собой довольно чистый преимущественно смешанный лес. Изредка попадались очень старые деревья великаны и небольшие завалы, преграждавшие путь, местами встречались каменные россыпи, полностью заросшие растительностью. Подъем, как ни странно занял двадцать – двадцать пять минут и я оказался на вершине полностью заросшей молодым лесом. От триангуляционной вышки остались еле заметные останки и чугунная марка, обзора с вершины совершенно никакого небыло. Сквозь густую листву озеро еле угадывалось в восточном направлении.


Вершина г. Карабайка.

 Закончив обследование вершины, я уже было хотел тронуться в обратный путь прежней дорогой, как моё внимание на южном склоне привлекло еле заметное строение. Строение оказалось заброшенным сараем, который, по всей видимости, несколько лет назад использовался лесорубами, так как не в далеке угадывалась обширная вырубка. Я принял решение выехать на выруб и найти дорогу, по которой когда то вывозили лес, судя по карте в сторону села Сельки. Ехать по дороге всегда лучше, чем по бездорожью. Спустя минут десять понял, что глубоко заблуждался, представляя лёгкий путь по старой дороге. Южный и юго-западный склон горы представляли сплошные джунгли, чередующиеся заросшими вырубками, двигаться среди которых можно было только по лесовозной дороге, которая больше напоминала полосу препятствий, чем дорогу. Только спустя минут сорок я выехал на уфалейскую дорогу и сразу стал привлекать внимание редких проезжавших водителей, так как вместе с квадроциклом представлял двигающийся ком грязи. Раздумий небыло, я двинулся на помывку в сторону озера ожидая встретить на дороге стэллу обозначающую евразийскую границу.


Вид с хребта на озеро Иткуль.

   Спуск с водораздельного хребта занял немного времени, на одном из поворотов моему взору открылась впечатляющая панорама части озера. Стелы указывающей на границу между Европой и Азией, к сожалению, я так и не встретил, возможно, что на данной дороге она попросту отсутствует. Проехав немного вдоль побережья, местом для стоянки и купания я выбрал лужайку, переходящую в скальный выступ возле деревни Даутово.


Деревня Даутово на северном побережье оз. Иткуль.

      Смывая грязь лесных дорог горы Карабайка в прозрачной воде озера, я подвёл итоги путешествия. За полных пять часов с небольшим хвостиком удалось пройти намеченный маршрут, не оправдались ожидания вида озера с вершины, и не нашлась пограничная стела, но впереди ещё предстояла дорога в Сысерть и встреча с Сысертским озером. Можно было продлить маршрут вдоль Иткуля и посмотреть известнейшую достопримечательность Шайтан-камень, но находится он на противоположном южном побережье. Бензина в моём баке, к сожалению, оставалось не достаточно для удлинения маршрута, если учесть что ближайшая АЗС находится на расстоянии километров двадцать. Прямая как стрела грунтовая дорога от деревни Даутово в сторону Сысертского озера вывела меня к подсобному хозяйству Екатеринбургского авиазавода. Вдоль дороги с левой стороны тянулся, казалось нескончаемый сетчатый забор. Мелькающее однообразие сетки и столбов вдруг резко преобразилось, когда в болотистой низине за забором метнулось настороженное стадо пятнистых оленей.


Пятнистый олень.

   По поведению животных было видно, что к человеку они привычны, но незнакомый человек и звук техники заставили их насторожиться. Съехав в противоположный кювет, и пешком обойдя оленей, я затаился в кустах. Немного успокоившись, олени продолжили водопой и стали неспешно пастись на лужайке. Моё ожидание оправдалось я смог сделать несколько отличных фотоснимков и снять животных на видеокамеру. Нужно отметить, что вели они себя очень осторожно и с любопытством реагировали на щелчки затвора фотоаппарата, пытаясь выяснить источник незнакомого звука. 


Сысертское озеро.

   Сысертское озеро встретило меня полным штилем и тишиной, на воде было несколько рыбачьих лодок. Небольшая группа рыбаков с комфортом устроившись на дощатом пирсе за раскладным столиком, неспешно трапезничали, обсуждая утреннюю рыбалку и планы на вечернюю зорьку.Ни каких поборов и ограничений как в прежние годы ни кто не вводил, охранники строящихся корпусов заводской базы с интересом разглядывали квадроцикл и к вопросам рыбалки относились безразлично. Двое рыбаков узнав что я держу путь в Сысерть просили передать привет общим знакомым и предупредили что несколько дней назад на дороге возле речки Вторая Губанка видели медведя. Спустя полчаса, когда я внимательно разглядывал дорогу возле бобровой плотины на реке, действительно увидел старые медвежьи следы. Видимо мишка, обходя бобровый пруд посуху, вышел на дорогу, вдоль которой бобры устроили своё сооружение, и был замечен рыбаками.
    Дальнейший путь по лесной Иткульской дороге был особенно ни чем не примечателен, за исключением разве что большого количества подосиновиков которые росли в молодом осиновом подлеске не доезжая кордона Плита, где я и замкнул кольцо своего маршрута.

Схема маршрута.

август 2009г.                                                                                                                   А.М.Минин.

Вверх

Авторские права принадлежат
© [Минин А.М.], 2005. Все права защищены.
Последнее изменение:
01.03.2013 05:41

Hosted by uCoz