Поход на озеро Иткуль и гору Карабайка.
(г.Сысерть
- кордон Плита - Хрустальный пруд -
Храпы - Орлы - ст. Полдневая - г. Карабайка-
оз. Иткуль)
В настоящее время свободный проезд
по данному маршруту ограничен на территории природного парка "Бажовские
места".
Озеро Иткуль одно из красивейших озёр Среднего Урала подробно описано в
трудах Л.П.Сабанеева и упоминается П.П.Бажовым
в сказах "Демидовский кафтан","Золотой волос", "Надпись на камне". За
основу путешествия я взял содержание сказов Бажова и решил повторить
маршрут пройденный в своё время писателем на квадроцикле, согласно
описания в сказе, но конечной точкой маршрута выбрал подъём на гору
Карабайка расположенную на западном берегу озера Иткуль.
Гора Карабайка привлекла внимание тем, что
возможно с её вершины откроется обзор на озеро и будет возможность
посмотреть на водоём с высоты 544 метра. А также место это интересно
тем, что в районе небольшого села Сельки юго-западнее горы проходит
граница между Европой и Азией.
Августовским утром, свернув с асфальтовой дороги, идущей из г.
Сысерть в п. Верхняя Сысерть возле Второй (Дальней) речки я начал путешествие по
старой Иткульской дороге. В сказе Бажов своё путешествие начал от
станции Полдневая, поэтому моя задача была кратчайшим путём проехать
старыми дорогами на станцию. Не успев привыкнуть к сырой дороге и
окружающему лесному пейзажу, моё созерцание красот отвлекло первое
незначительное препятствие - брод на реке Глубокая. Судя по следам на
дороге, брод пользуется в настоящее время хоть и не значительной, но
популярностью. Отчётливо была видна постоянная конная тропа и следы
редких квадроциклов. Форсирование брода, не смотря на высокий уровень
воды после двухнедельных непрерывных дождей, труда не составило. Дно
брода, занесённое плотным речным песком, говорило о том, что
большегрузная техника по нему давно не ходила, по видимому в Бажовские
времена он выглядел примерно также как сегодня.
Брод на реке Глубокая.
После брода по правую
руку дорога вела мимо старого заводского рудника, который порос вековым
лесом. С левой стороны на некотором расстоянии от дороги весь лес покрыт
старинными закопушами – по всей видимости, это следы работы
золотодобытчиков. Дальнейший путь до перекрёстка с дорогой ведущей из п.
Верхняя Сысерть был однообразен видно, что дорога используется очень
редко и интенсивно зарастает. После пересечения с просекой
канализационного коллектора дорога изменилась, количество проезжавшего
тут транспорта визуальному подсчёту не поддаётся, повсеместно виднелись
следы различных внедорожников. Обилие ям и объездов говорило о том, что
дорога востребована, и не удивительно это единственный короткий проезд
до кордона Плита и рыбаков на Хрустальный пруд. Лесной кордон Плита
встретил меня умиротворением и тишиной, лишь хозяйка подметающая крыльцо
подтверждала, что люди тут присутствуют. На окраине кордона я
остановился на развилке дорог. Левая (Иткульская) дорога вела к озеру
Иткуль, но мой путь сейчас был на станцию Полдневая и я повернул
направо, предполагая, что возвращаться буду как раз левой короткой
дорогой. Примерно через полтора километра пути с хорошо наезженной
дороги налево уходит неприметная дорожка, которая через т.н.
Геологическую стлань кратчайшим путём выведет на Храповской
кордон и
далее станцию Полдневая. Полностью разрушенный мост и сгнившая стлань
конечно для квадроцикла не помеха, но я после недолгих раздумий все-таки
повернул направо, решив не лишать себя удовольствия побывать на
Хрустальном пруду. Вдоль дороги по правую сторону местами сохранился
забор и развалины строений существовавшей четверть века назад фермы
пятнистых оленей. Плотина Хрустального пруда
оказалась местами занятой
техникой и биваками рыбаков, утренняя зорька ещё не закончилась, и все
рыбаки находились на воде.
Справка: Пруд
Хрустальный имеет площадь водного зеркала 0,5 кв.км. Введён в
эксплуатацию в 1983 году. В своё время был зоной закрытой для общего
пользования. Предназначался для рыбалки и охоты
VIP
– персон Свердловского обкома и облисполкома, находился под
непосредственным патронажем председателя исполкома Морщакова Фёдора
Михайловича. В 90-е годы прошлого столетия утратил свой статус,
номинально числился в ведении ЖКХ г. Каменск-Уральский. Качественно
выполненный в своё время саморегулирующий затвор позволяет до сих пор
без обслуживания и ремонтов эксплуатировать водоём. Рыболовов привлекает своей труднодоступностью и хорошей спортивной рыбалкой
на спиннинг.
Хрустальный пруд.
Переехав
реку Полдневая Сысерть по дамбе пруда я продолжил
маршрут вокруг водоёма и Морошечного болота к
заброшенному охотничьему кордону Храповской. Кордон произвёл удручающее
впечатление. Заросли крапивы и Иван-чая стеной стояли в человеческий
рост. С трудом я отыскал развалины последнего строения и небольшую
закопушку в которой можно найти мелкие альмандины. А всего четверть века
назад на этом месте кипела лесная жизнь, и всех приветливо встречал
старинный самовар последнего хозяина кордона Жиляева Сергея Ивановича.
От кордона можно подняться на вершину горы где расположены удивительной
красоты скалы, но маршрут предстоял далёкий, и от созерцания скал и
окрестностей пришлось отказаться во имя вершины Карабайки.
Продолжив движение по распадку между горами вдоль безымянного ручья, я
поднялся на гребень водораздела между реками Северная и Полдневая
Сысерть. В этом месте на гребне находится развилка дорог, левая дорога
выведет к заброшенному кордону Хвощи, а правая к такому же кордону Орлы
на берегу Северной Сысерти. Удручающая панорама заброшенного Орловского
кордона скрашивается журчанием реки и красочным видом на гору Орлову.Дальнейшая дорога
представляла собой живописный участок вдоль Северной Сысерти, слева
журчали каменистые перекаты, справа возвышался склон довольно высокой
горы, незаметно перевалив которую оказываешься в долине небольшой
речушки со странным названием Скипидарка. Достигнув истока этой
небольшой речушки, попадаешь на широкую просеку ЛЭП, которая служит
границей между Сысертским и Полевским районом.
Просека незаметно переходит в обширную старую вырубку, границ которой не
видно это гора Скипидарная, где в восьмидесятых годах прошлого столетия
велась сплошная вырубка леса.
Последующая дорога с
небольшими подъёмами и спусками особенно ни чем не примечательна, за
исключением того что за очередным подъёмом ты оказываешься уже в
европейской части России. Граница между Европой и Азией, тут не отмечена
ни какими знаками, и определяется лишь по карте или навигатору. На
подъезде к Полдневой станции, справа возвышается гора Межреченская,
которая получила своё название по расположению между двумя речками
Каменка и Стебенёвка.
Станция Полдневая, от которой
Павел Бажов с товарищем, когда то начал свой пеший путь выглядела на
первый взгляд тихой и безжизненной, но на самом деле жила своей
размеренной провинциальной жизнью. Через весь населённый пункт также
размеренно и не спеша несла свои воды река Полдневая Чусовая. Изучив
карту и местность, я пришёл к выводу, что дальнейший путь, если
следовать описанию сказа лежит по единственной асфальтированной дороге
на Верхний Уфалей, которая приведёт к озеру и горе Карабайка. Окружающий
пейзаж полностью соответствовал описанию Бажова, разве что остаётся
добавить, что на подъёме после Плешковской степи и одноимённой речки ты
опять оказываешься в Азии и на исходе длинного спуска проезжаешь деревню
Каменушка, о которой Бажов умалчивает, видимо по причине её отсутствия в
те времена. Свернув на перекрёстке согласно
дорожного указателя в сторону Верхнего Уфалея, через четыре километра
пути оказываешься на берегу долгожданного озера Иткуль.
«В нашей-то заводской даче свои озерки есть, да что в них! Стоялая вода
в низменном месте, берега резуном затянуло, - не подойдешь. А
Иткуль-озеро на высоком местечке пришлось. Берега - песок да камень,
сухим-сухохоньки,а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть
любо. Вода как стеклышко - все камни на дне сосчитай. Только скрасна
маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок-мясника,
к нему этак отливает. Оттого будто озеро Иткулем и прозывается.
По-башкирскому говядину зовут ит, а куль-
по-ихнему озеро, вот и вышло мясно озеро -
Иткуль. Другие опять говорят, будто первый,
кто людей на, это озеро привел,похвалялся:
- Вон сколь тут живности, в
воде-то. Все озеро мясом набито».
П.П. Бажов.
Озеро Иткуль.
Озеро Иткуль (Вид на гору Карабайка).
Продолжая путь в
сторону горы Карабайка, дорога поначалу еле заметно, а потом всё круче и
круче стала подниматься на Буркальские горы вдоль одноимённой речки.
Почти достигнув вершины перевала, я свернул на дорожку, ведущую на одну
из немногочисленных баз отдыха и продолжил неспешное движение в поисках
ручья, от которого нужно было начинать подъём к вершине горы.Миновав
ручей и преодолев подъем, я свернул в сторону вершины, придерживаясь
траверсы хребта. Склоны горы с северной стороны представляли собой
довольно чистый преимущественно смешанный лес. Изредка попадались очень
старые деревья великаны и небольшие завалы, преграждавшие путь, местами
встречались каменные россыпи, полностью заросшие растительностью.
Подъем, как ни странно занял двадцать – двадцать пять минут и я оказался
на вершине полностью заросшей молодым лесом. От триангуляционной вышки
остались еле заметные останки и чугунная марка, обзора с вершины
совершенно никакого небыло. Сквозь густую листву озеро еле угадывалось в
восточном направлении.
Вершина г. Карабайка.
Закончив обследование
вершины, я уже было хотел тронуться в обратный путь прежней дорогой, как
моё внимание на южном склоне привлекло еле заметное строение. Строение
оказалось заброшенным сараем, который, по всей видимости, несколько лет
назад использовался лесорубами, так как не в далеке угадывалась обширная
вырубка. Я принял решение выехать на выруб и найти дорогу, по которой
когда то вывозили лес, судя по карте в сторону села Сельки. Ехать по
дороге всегда лучше, чем по бездорожью. Спустя минут десять понял, что
глубоко заблуждался, представляя лёгкий путь по старой дороге. Южный и
юго-западный склон горы представляли сплошные джунгли, чередующиеся
заросшими вырубками, двигаться среди которых можно было только по
лесовозной дороге, которая больше напоминала полосу препятствий, чем
дорогу. Только спустя минут сорок я выехал на уфалейскую дорогу и сразу
стал привлекать внимание редких проезжавших водителей, так как вместе с
квадроциклом представлял двигающийся ком грязи. Раздумий небыло, я
двинулся на помывку в сторону озера ожидая встретить на дороге стэллу
обозначающую евразийскую границу.
Вид с хребта на озеро Иткуль.
Спуск с
водораздельного хребта занял немного времени, на одном из поворотов
моему взору открылась впечатляющая панорама части озера. Стелы
указывающей на границу между Европой и Азией, к сожалению, я так и не
встретил, возможно, что на данной дороге она попросту отсутствует.
Проехав немного вдоль побережья, местом для стоянки и купания я выбрал
лужайку, переходящую в скальный выступ возле деревни Даутово.
Деревня Даутово на северном побережье
оз. Иткуль.
Смывая грязь лесных дорог горы
Карабайка в прозрачной воде озера, я подвёл итоги путешествия. За полных
пять часов с небольшим хвостиком удалось пройти намеченный маршрут, не
оправдались ожидания вида озера с вершины, и не нашлась пограничная
стела, но впереди ещё предстояла дорога в Сысерть и встреча с Сысертским
озером.
Можно было продлить маршрут вдоль Иткуля и посмотреть известнейшую
достопримечательность Шайтан-камень, но находится он на противоположном
южном побережье. Бензина в моём баке, к сожалению, оставалось не
достаточно для удлинения маршрута, если учесть что ближайшая АЗС
находится на расстоянии километров двадцать. Прямая как стрела грунтовая
дорога от деревни Даутово в сторону Сысертского озера вывела меня к
подсобному хозяйству Екатеринбургского авиазавода. Вдоль дороги с левой
стороны тянулся, казалось нескончаемый сетчатый забор. Мелькающее
однообразие сетки и столбов вдруг резко преобразилось, когда в
болотистой низине за забором метнулось настороженное стадо пятнистых
оленей.
Пятнистый олень.
По поведению животных было видно, что к человеку они привычны, но
незнакомый человек и звук техники заставили их насторожиться. Съехав в
противоположный кювет, и пешком обойдя оленей, я затаился в кустах.
Немного успокоившись, олени продолжили водопой и стали неспешно пастись
на лужайке. Моё ожидание оправдалось я смог сделать несколько отличных
фотоснимков и снять животных на видеокамеру. Нужно отметить, что вели
они себя очень осторожно и с любопытством реагировали на щелчки затвора
фотоаппарата, пытаясь выяснить источник незнакомого звука.
Сысертское озеро.
Сысертское озеро встретило меня полным штилем и тишиной, на воде было
несколько рыбачьих лодок. Небольшая группа рыбаков с комфортом
устроившись на дощатом пирсе за раскладным столиком, неспешно
трапезничали, обсуждая утреннюю рыбалку и планы на вечернюю зорьку.Ни каких поборов и
ограничений как в прежние годы ни кто не вводил, охранники строящихся
корпусов заводской базы с интересом разглядывали квадроцикл и к вопросам
рыбалки относились безразлично. Двое рыбаков узнав что я держу путь в
Сысерть просили передать привет общим знакомым и предупредили что
несколько дней назад на дороге возле речки Вторая Губанка видели
медведя. Спустя полчаса, когда я внимательно разглядывал дорогу возле
бобровой плотины на реке, действительно увидел старые медвежьи следы.
Видимо мишка, обходя бобровый пруд посуху, вышел на дорогу, вдоль
которой бобры устроили своё сооружение, и был замечен рыбаками.
Дальнейший путь по лесной Иткульской дороге был особенно ни
чем не примечателен, за исключением разве что большого количества
подосиновиков которые росли в молодом осиновом подлеске не доезжая
кордона Плита, где я и замкнул кольцо своего маршрута.
Схема маршрута.
август 2009г. А.М.Минин.
Вверх |