ЧЕРНОВСКАЯ КАНАВА.
На территории Сысертского городского округа в междуречье рек
Северная Сысерть, Каменушка и Чёрная сохранились останки уникального
гидротехнического сооружения под названием Черновская канава.
Уникально оно тем, что данный проект задумывался как возможность,
если и не повернуть реки вспять, то выполнить грандиозную
возможность регулирования стока воды между тремя реками и двумя
заводскими прудами Сысертским и Верхсысертским. У человека не
сведущего данный факт скорее всего не вызовет ни какого интереса, а
может быть даже вызовет
недоумение. Поэтому я заострю
ваше внимание на том, что полтора века назад, а именно 1851-1861 гг.
примерно к этому времени относится строительство данного сооружения,
основным видом энергии для работающих Уральских заводов была текущая
(падающая) вода. Вода приводила в движение все производственные
механизмы, а, следовательно, ценилась вода и экономилась как в
нынешнее время электричество или газ.
Основной целью
данного гидротехнического сооружения было собрать часть воды в реках
Чёрная, Каменушка и направить её вместо Сысертского пруда в
Верхсысертский и только после использования на Верхсысертском заводе
естественным путём по реке Сысерть перепустить в Сысертский пруд для
вторичного использования на Сысертском заводе. На нижеприведённом
рисунке голубым цветом помечен естественный сток в указанных реках и
прудах, а красным цветом путь воды в результате использования
Черновской канавы.
По хорошо
сохранившимся элементам сооружения, таких как профиль канавы и две
плотины одна из которых действующая можно судить, что перепускная
канава была проложена полностью от реки Чёрная до реки Северная
Сысерть, но по каким - то причинам не эксплуатировалась. Приведённые
ниже две фотографии, выполненные в среднем течение канавы и на самой
высокой горке в пойме реки Чёрная которую пересекает канава,
позволяют сделать вывод, что сооружение строилось
с предварительным детальным расчётом и серьёзно.
Большое количество
камней, которые доставались при выемке грунта аккуратно складывались
таким образом, чтобы на глубоких участках можно было в последствии
канаву расширить, а на низменных участках складывались со стороны
болота, чтобы препятствовали оттоку воды в болото в процессе
эксплуатации и играли роль своеобразной дамбы.
В среднем и нижнем
течении канавы она действует до сих пор и исправно собирает воду из
южной части Черновского болота в пруд на реке Каменушка, а из
Терсутского болота в Северную Сысерть. Местами сооружённые бобровые
плотины превратили канаву в полноводную реку.
В низменных
участках близких к нулевой отметке линии стока канавы она
превратилась в болото и еле угадывается на местности, а
в горных участках представляет собой узкую щель тёмную и сырую.
Если бы в настоящее
время отсутствовала высокая насыпь современной автомобильной дороги
г. Сысерть рудник Асбест, то достаточно было бы завалить русло реки
Каменушка на первом повороте после дамбы пруда, и вся вода
устремилась бы в Черновскую канаву по пути к Северной Сысерти. На
расположенной ниже фотографии хорошо видно это место.
Почему
канава на всём протяжении не была запущена в эксплуатацию я так пока и не нашёл
объяснения в каких-либо источниках. Странным ещё является тот факт,
что писатель, довольно детально описывающий историю Сысертского
горного округа Бажов Павел Петрович тоже ни в одном сказе, повести
или очерке не касается этой темы, хотя строительство такого
грандиозного сооружения не могло остаться не замеченным.
Видимо разумно будет предположить, что переливная канава была не
достроена из-за нехватки средств у хозяев завода или проект оказался
не рабочим и канаву в верхнем течении запустить не смогли т.к. в
нижнем течении она является рабочей, и по сей день. Когда активно
эксплуатировались карьеры Асбестовского рудника, и велась добыча
торфа (середина и вторая половина прошлого века), то туда
направлялась вода, собираемая с дренажных осушительных канав
Терсутского болота и водоотлива карьеров, которая благополучно
сливалась в реку Северная Сысерть.
Брать за основу версию, что у хозяев не хватило средств на
достройку почти готового сооружения, я не стал т.к. именно в 1845 - 1855 годах был подъём в развитии Сысертских заводов и был запущен
Верхсысертский завод, собственно ради которого и нужно было данное
грандиозное сооружение. Финансовые проблемы у хозяев заводов
наступили в 1861 году, когда заводы за долги забрали в казённое
управление, а в
1864 году были назначены в публичную продажу, но спасены от продажи
благодаря вмешательству графа Ламберта. По
Высочайшему повелению в этом же году заводы возвращены владельцам, с
рассрочкой уплаты казенного долга на 37 лет. Так что причину, по
которой канава не стала эксплуатироваться, я решил поискать в
технической стороне вопроса.
Высотные отметки проблемного участка
верхнего течения канавы её начала возле реки Чёрная 265 м., а
окончания возле реки Каменушка 262 м. Совсем лёгкий расчёт
показывает, что разница в высотах составляет 3 метра. При таком
перепаде высот вода теоретически должна течь из высокой точки в
низкую, но для длины канавы на данном участке в 4 200 метров перепад
высот явно очень мал, и выдержать при строительстве ровную в
высотном плане линию дна
канавы было бы очень сложно. При таком перепаде высот любой
свалившийся в канаву камень, дерево или иной посторонний предмет
коих в лесу множество просто делал бы канаву не рабочей. Для примера
можно сравнить, что естественный перепад высот Чёрной речки в данной
местности на таком же расстоянии составляет 13 метров. Поэтому перед
строителями стояла задача за счёт верхнего пруда поднять уровень
воды на высоту достаточную для большего перепада высот и организации
интенсивного слива воды по всей длине канавы.
Беря за основу высотные отметки топографической карты, и принимая во
внимание высотные показатели навигатора на местности, я сделал
вывод, что строители вывели начало канавы на отметку 268 метров,
обеспечив перепад высот около 6 метров. На приведённой ниже карте в
формате 3D
можно представить расположение канавы и её высотные отметки.
Таким образом, анализ плановых и высотных
отметок на местности позволяет сделать вывод, что на реке Чёрной
необходимо было сделать пруд, высота плотины которого должна была
быть не менее 3,5 - 4,0 метров и длиной 380 - 410 метров по месту
заложения имеющейся плотины. В реальности же получается, что высота
сооружённой земляной плотины составляет 2,5 - 3,0 метра, а длина 300
метров.
Полуразрушенная
дамба верхнего пруда Черновской канавы.
Выходит, что существующая плотина позволяла поднять уровень воды
пруда в лучшем случае только до отметки дна канавы 268 метров, а
этого было недостаточно, чтобы организовать интенсивный перелив воды
по канаве. Конечно, нужно принять во внимание, что за прошедшие
полтора столетия дамба под воздействием природных факторов стала
ниже, но длина её сохранилась в прежних размерах. Вот как раз длина
существующей плотины, которая короче на 100 метров, а следовательно
не способна создать затвор позволяющий поднять уровень воды в
водоёме на отметку более 267,5 - 268,0 метров и позволяет сделать
вывод, что проект канавы в данной стадии работать не мог. Причём
необходимо отметить, что южное крыло плотины выполнено по плановым и
высотным отметкам, как должно быть, а северное нет. Создаётся
впечатление, что на завершающем этапе строительства работы были
остановлены по каким - то причинам, но так и не возобновились.
Ещё один момент вызывает озабоченность в качестве
проектирования или может быть исполнения проекта верхней плотины это
то, что плотина самое дорогостоящее и серьёзное сооружение всегда
выполняется по короткой линии между двумя точками одинаковой высоты,
а в нашем случае она заложена несколько наискосок и следовательно
требовала сооружения лишних 100 метров, которых и не хватает
фактически.
Как мы видим, напрашивается один вывод, что задуманный проект
плотины однозначно реальный и рабочий, но выполнен с некоторым
отклонением, которое можно было компенсировать увеличением длины
плотины на 100 метров. Построить лишних 100 метров плотины после
таких понесённых затрат в любом случае лучше чем бросить стройку, но
она осталась незавершённой. Видимо всё-таки основную роль в
прекращении стройки играли финансы, которых у хозяина завода не
хватило.
Если события развивались, таким образом, а проанализировав
техническую сторону вопроса другого вывода нет, то можно
предположить что происходили эти события в период 1851-1861 годов.
Ещё можно предположить, что стройка велась отечественными умельцами,
иначе Бажов П.П. не преминул в каком-либо сказе или очерке кинуть
камень в огород иноземцев, а так событие осталось незамеченным.
Вроде и грандиозное, но и похвастать нечем.
Устье Черновской канавы в пойме реки Северная Сысерть.
Действующий нижний пруд на реке Каменушка.
Июль 2011г. А.Минин
|